“Человек — паук: Возвращение домой” – рецензия

“Человек-Паук: Возвращение домой” – это второй перезапуск франшизы и 16 – ый фильм в кино вселенной Marvel. Формально лента считается “от Sony”, но снималась она силами Marvel, потому что боссы смогли договориться. Правда, права на Человека – паука остаются все же у Sony.
Режиссером “паучка” выступил американец Джон Уоттс, который ранее ставил фильмы “Полицейская тачка” и “Клоун”. Производственный бюджет картины составил 175 млн. долларов.

"Человек — паук: Возвращение домой"

Скажу честно, ожидала премьеру о новом Человеке – пауке с интересом, так как фильм с Тоби Магуайром из начала нулевых нравится и мне, и моему брату, и, вообще, качественная масштабная работа про супер героя из комиксов тогда была в диковинку. Теперь трилогия покрылась приятной ностальгией, но не утратила свою актуальность, это точно.

С дилогией Марк Уэбба все сложилось иначе: во-первых, она вышла тогда, когда супер геройские блокбастеры вошли в тренд благодаря сами знаете кому.  В 2012 г. конвейер Marvel раскрутился в полную силу: рынок стал стремительно насыщаться сольниками про толпу супер героев, которые периодически объединяются и устраивают мега – битвы. На фоне такого карнавала “Новый Человек – паук” с Эндрю Гарфилдом показался мне не убедительным. Не плохим, но просто проходным и не нужным фильмом. Вторая часть же была очень странной солянкой – фанаты Спайдермена еще не успели забыть “ламповую” трилогию Сэма Рэйми, а всех остальных больше интересовало формирование команды “Мстителей”. В конце концов, провал перезапуска признали и сами Sony, свернув серию и пойдя на сотрудничество с конкурентом.

Действие фильма “Человек – паук: Возвращение домой” разворачивается после Гражданской войны. После незабываемых приключений в компании “Мстителей” Питер Паркер вынужден вернуться к жизни простого школьника. В свободное время он одевает свой костюм и мечтает о серьезном испытании, которое вскоре находит…
Я считаю, что новые реалии Питера Паркера стали и главным достоинством, и главным недостатком сюжета. Тут как посмотреть. Думаю, многим поклонникам старого Человека – паука адаптация 2017 г. может прийтись не по вкусу. Тут дело вот в чем. Все мы с детства привыкли к тому, что Человек – паук единственный могущественный супер герой в своем мире. Да, в комиксах он регулярно появляется в компании тех же “Мстителей”, но в нашей стране он стал популярен благодаря полнометражным фильмам. Там он всегда был самодостаточным героем, который осознавал свою исключительность и учился лишь на собственном опыте. Для простых граждан он был блюстителем порядка, звездой и последней надеждой в одном флаконе.

"Человек — паук: Возвращение домой"

С этой недели Питер Паркер переселился в мир, где существуют целые супер геройские организации, а людей не удивишь ни “железным” миллиардером, ни мифическим богом Тором из параллельного измерения. Человек – паук больше не исключителен и его никто не воспринимает всерьез. Более того: из простого максималиста со сложной судьбой он превратился в пацана, который млеет при виде логотипа “Мстителей”. Теперь Питер действует с оглядкой на Тони Старка, который играет в дядю Бена. Железный человек часто вытаскивает “паучка” из неприятностей и поучает жизни. Фильм “Человек – паук: Возвращение домой” сам всячески это подчеркивает даже через костюм “от Тони Старка”.

С другой стороны, новые реалии стали сюжетной фишкой и сильно освежили персонажа. Если раньше Питер балансировал между обычной жизнью и супер геройской, то теперь он пытается усидеть сразу на трех стульях. Как подросток, он смотрит в будущее глазами тети Мэй и не хочет огорчить ее плохими оценками и т. д. Как супер герой, Паркер желает влиться в состав “Мстителе”, но в то же время, не хочет слиться с ними – потеряться среди других супер героев.

Я восприняла все эти метаморфозы спокойно. Фильм на самом деле не сколько про героя, сколько для героя. Marvel сделали типичную, но качественную подводку для использования Спайдермена в своей вселенной. Думаю, что в будущих фильмах нам подробнее расскажут о прошлом Человека – паука: об укусе радиоактивного паука или о смерти дяди Бена. Но пока что “паучок” просто осваивается в новом “террариуме”.

По сценарию можно долго рассуждать о плюсах и минусах блокбастера, так что напишу основное. Мне очень понравился злодей Стервятник – здесь большая заслуга харизматичного Майкла Китона (о нем позже). Что касается персонажа, то впервые мы получили в качестве антагониста живого реального человека, а не абстрактную эпичную машину для убийств как, например, Альтрон.  Стервятник прост как три рубля: он не хочет захватить мир и убить всех людей. Наоборот, он сам человек, а потому у него есть семья, кредиты и насущные проблемы. И вот кажется персонаж наладил бизнес (не очень честный, но прибыльный), а на пути стоит “Железный человек“… В общем, у Стервятника понятные мотивы, импонирующий характер жесткого мужчины и крутой костюм.

"Человек — паук: Возвращение домой"

Также к плюсам фильма “Человек – паук: Возвращение домой” можно отнести юмор (хотя на вкус и цвет…) В основное время идет подростковый стёб, но стоящий юмор попадается часто.

В целом, сценарий оставляет приятное впечатление, если не считать стандартной жанровой условности и пары шаблонных ходов, но до них цепляться не хочется.

Второстепенные персонажи мне, как всегда, не понравились. Идея омолодить тетю Мэй – не напрягает. По отношению к Питеру она уже не выступает как мудрая старушка, а как старшая сестра или подруга. Но вот зачем делать из серьезного персонажа какую-то горячую девушку с обложки за гранью моего понимания – в фильме все представители мужского пола смотрят на тетю Мэй а – ля таким взглядом “да, тетушка у тебя, Питер, классная…”. В будущем Питеру придется спасать родственницу от приставучих мужиков?

То же самое относится к подростковому окружению Паркера: и Флэш (одноклассник – задира), и Нед (лучший друг), и Лиз (любовный интерес героя) “картонное” воплощение “Интернационала” в лучших традициях “Форсажа”. Ладно, в Америке, может быть, уже не осталось белых людей, но прописать как следует характеры “азиатов”, “афро-американцев”, “индусов” и т. д. не судьба? Особенно плачевная ситуация с Лиз. Смотришь в ее пустые глаза и думаешь: а Мэри Джейн выйдет? По сравнению с Кирстен Данст или Эммой Стоун юная актриса (Лаура Хэрриер) проигрывает в чистую.

Что касается режиссуры и визуальной составляющей “Возвращения домой” мне понравилось все от начала до конца, так как за спец эффекты здесь отвечала студия Industrial Light & Magic, а это, как я уже писала раньше, самая прогрессивная голливудская студия с кучей удачных проектов за плечами.

Приятно удивил и режиссер Джон Уоттс, который никогда до этого не работал в крупных проектах. Несмотря на нехватку опыта ему удалась как повествовательная часть, так и экшен. Присущей супер геройскому кино эпичности в кадре нет, и это… хорошо, на мой взгляд. Приелось год за годом лицезреть разрушение мегаполисов одними и теми же супер злодеями и хорошими парнями. Человек – паук большую часть экранного времени носится по родному району и предотвращает локальные преступления, соответственно экшен – сцены разворачиваются в ограниченном пространстве: подворотни, за гаражами и т. д. Поэтому полетов на паутине между небоскребами не ждите. Вся эта “местечковость” фильму не вредит, наоборот, освежает, и сделана она креативно. Например, есть большое количество натурных съемок и крутых декораций. Сцена с разваливающимся паромом из трейлера – это не “графон”, а постройка в натуральную величину, которую сооружали 5 месяцев!

"Человек — паук: Возвращение домой"

Реализма добавил и Том Холланд, который еще на этапе кастинга поразил всех своими гимнастическими способностями. По словам режиссера, многие трюки и акробатические элементы актер выполнял самостоятельно, чем вызывал уважение у каскадеров. Да, и по актерскому мастерству он хорош. Может быть, не лучше Тоби и Эндрю, но равноценен точно (Холланд ведь играл 15 – летнего парня, что тут выделываться…).

Майкл Китон – визави Холланда, безусловно “гвоздь программы”. По сути сцен с ним не так уж много, да, и раскрытие персонажа на коротенький абзац, но мощная подача актера с первых кадров завораживают. Вот я почти уверена, что замени Китона на другого актера и все – магия испарится.

"Человек — паук: Возвращение домой"

Майкл Китон в образе “Бэтмена”, “Бёрдмана” и “Стервятника”.

Ну, а про остальных актеров и сказать нечего. Роберт Дауни – младший в кадре от силы минут 5, но всех поклонников “Железного человека” ожидает небольшой сюрприз в финале…

Мариса Томей в образе тети Мэй и Джон Фавро (охранник Тони Старка) – убедительны, но их тоже немного на экране. Кстати, Джон Фавро – это не кто иной, как режиссер первых двух “Железных человеков” и последней “Книги джунглей” – очень уважаемый человек на Голливудских холмах.

А теперь я отвечу на главный вопрос: почему же “старый” “Человек – паук” с Тоби лучше, чем свеженький?

"Человек — паук: Возвращение домой"

Ответ прост: первый фильм – душевный и самобытный. И дело не в том, что раньше “трава была зеленее”. Если разбирать детально фильм начала нулевых, то эмоциональное взаимодействие героев в нем на порядок выше и интереснее. Питер Паркер не решался подкатить к Мэри, в результате чего и возник любовный треугольник с Гарри Осборном. И Питеру пришлось мириться с этим, так как Гарри его друг.

Позже эмоциональный треугольник возник между Паркером, Гарри и его отцом “Зеленым Гоблином”, когда Норману Осборну нравился ум Паркера, а своего сына Гарри он не замечал. Плюс, Паркер не знал, что отец его лучшего друга – злодей…

Отдельная, “семейная” перипетия Паркера с дядей Беном и тетей Мэй тоже не проходит гладко: моральные терзания буквально съедают “паучка”, когда он не знает как поступить лучше. Отпустить вора, который наказал жадного мужика – менеджера жестоких боев или поймать? Как пережить смерть близкого, если отчасти виноват в ней ты?

Вмешаться в отношения Мэри и Гарри, если видишь, что девушка к тебя тянется или быть честным по отношению к другу до последнего? И, в конце концов, стоит ли раскрывать подлинную личность Человека – паука Джейн, если тем самым ты подвергнешь девушку огромному риску? В общем, драматургия у первого “Человека – паука” заслуживает уважения, и фильм с чистой совестью можно пересматривать до сих пор, несмотря на устаревший и гротескный экшен и то, что школьников играли актеры далеко за 25. Но этого не замечаешь (живая, простая и душевная актерская игра творила чудеса).

В итоге, фильм “Человек – паук: Возвращение домой” – это тщательно сконструированный по “золотым стандартам Marvel” фильм для подростков. Многие элементы мне понравились – “локальная миссия”, но боюсь, что через неделю восторг поутихнет. Просто объективное мнение.
“Человек – паук: Возвращение домой” заслужил 8 “хоббитов” из 10.

Leave a reply