“Планета обезьян: Война” – рецензия

Привет всем!

Серия фильмов про “Планету обезьян” почему-то не привлекала меня до сегодняшнего дня, но потом я посмотрела картину Тима Бёртона 2001 г., где снялся молодой еще Марк Уолберг, и проект оказался “смотрибельным”, хотя оценки зрителей низкие. У режиссера получилось освежить классическое произведение: “Планета обезьян” “нулевых” действительно интересная лента о приключениях с хорошим для того времени визуальным рядом, твистами и кастом. Не без недостатков, конечно. В общем, после этого я решила познакомиться со всеми адаптациями и классикой.

Оригинальный фильм 1968 г., снятый по одноименному роману Пьера Буля, смотрелся нудно: эпоха черно-белого кино давала о себе знать, но актеры, замаскированные кое-как под обезьян, и неловкие постановочные бои временами забавляли. Идея у первой “Планеты обезьян” была невероятная – ничего удивительного, ведь Пьер Буль завуалированно признался в книжке, что он расист…

"Планета обезьян: Война"

После этого фильма был еще ряд продолжений, но чисто с коммерческой подоплекой, так что они не заслужили разбора. Наконец, маховик перезапусков и переосмыслений добрался до 2011 г. – до новейшей франшизы, первая часть которой достаточно далеко отошла от оригинального сюжета. История, в общем-то, была динамичная и интригующая, плюс, элементы научно-фантастического жанра, которые опять освежили и выделили блокбастер на фоне фильмов про супер героев. Приличные кассовые сборы обеспечили ленте “Восстание планеты обезьян” продолжение, правда, без режиссёра Руперта Уайатта и главного актера Джеймса Франко.

Однако кадровые перестановки не помешали сиквелу “Планета обезьян: Революция” выделиться в прокате: он стал в разы успешнее, чем предыдущий фильм. Положительная сторона “Революции” состояла в том, что картина поступательно развивала концепцию противостояния двух видов, а разнообразные внутренние конфликты делали сюжет захватывающим. Мораль ленты – “в семье не без урода” – тоже была к месту. Ну, и экшен стал благодаря компьютерным технологиям масштабнее, а графон круче, поэтому 3 – ю часть “Планета обезьян: Война” я ожидала с большим нетерпением. Режиссером со времен 2 – ой части остался Мэтт Ривз. Ранее мужчина ставил картины “Монстро”, “Впусти меня. Сага”. Также Ривз готовится запустить новую серию про “Бэтмена” в 2018 г. (рискованное занятие после Нолана что-то делать с этой франшизой…) Производство триквела обошлось в 150 млн. $, а съемки завершились в 2016 г., но премьеру назначили на 2017 г.

"Планета обезьян: Война"

Сюжет “Войны” продолжает тему противостояния людей и генетически модифицированных обезьян. Под командованием своего вожака Цезаря приматы готовятся к финальному сражению с выжившими людьми, цель которого доминирование на Земле. Примерно так описывались основные события триквела в Сети, плюс, привкушение масштабной войны подогревали трейлеры, а подзаголовок названия фильма говорил о ней прямым текстом. Да, и в контексте картин прошлых лет подобное развитие франшизы выглядило бы оправданным. В начале ученые – интеллектуальная элита человечества, создают новый разумный вид. Этот вид формируется в конкурирующий с нами социум; и, наконец, “они” заявляют о своих правах в ходе своеобразного бунта. Ну, а за революцией неизбежно следует глобальная война.

Что ж, народ, забудьте о логике или о долгожданной эскалации конфликта. То ли будет четвертая часть (студия Fox намекала об этом в 2016 г.), то ли авторы напортачили, но в “Планете обезьян: Война” преобладает жанр “драма”, поэтому экшена кот наплакал. Причем с драматической частью не все так гладко, как хотелось бы: Ривз чересчур рьяно показывает обезьян “белыми и пушистыми”, а людей негодяями. В каждой нечетной сцене нас убеждают, что у нового вида есть права, так как они разумные и т. д. Однако данный посыл отлично продемонстрировал Руперт Уайатт в первой части, поэтому на сей раз не вижу смысла в таком глубоком акценте. Авторы нагнетают жалость к Цезарю и к его соплеменникам, и, в конце концов, становится просто скучно…

"Планета обезьян: Война"

Мораль фильма тоже вторичная: немногие личности способны побороть своих внутренних демонов для блага общества, но большинство категорически нет. Повторюсь, но это уже было в прошлых историях.

Третье замечание: из сюжета напрочь исчезли персонажи “людей”. В первых двух сериях франшизы оба вида представали как с положительной стороны, так и с отрицательной. В триквеле же этого нет совсем: обезьяны – идеал гуманизма и мудрости. Человечество же олицетворяет Полковник – шовинист, который родного сына не пожалел для достижения цели. Мотивация военного лидера рассказывается в одном предсказуемом монологе под конец фильма. Остальные же люди – это “ходячий картон” с автоматами.

Теперь самое главное: в фильме “Планета обезьян: Война” никакой войны и нет. Есть несколько стычек, причем в двух из них разные группировки военных сражаются друг против друга. А все межвидовые распри сводятся к противостоянию Полковника и Цезаря.

К этому вагону сценарных проблем цепляется тележка мелких, но неприятных моментов. Недалекие солдаты упорно готовятся к решающему сражению, но так плохо охраняют собственный лагерь, что маленькая девочка проходит мимо часовых незамеченной… Мгновенные изменения в кадре климата вызывают недоумение: то земля покрыта снегом, то зелень вовсю кругом. Ну, и открытая концовка фильма доказывает, что авторы хотят еще денег, поэтому не остановятся на трех частях. Фильм также не дает четкой и нужной информации о ресурсах враждующих сторон – количестве выживших, снаряжении. О новейшей мутации “обезьяньего вируса” также хотелось бы узнать подробнее. И, наконец, камерность происходящего оставляет ощущение, что наша цивилизация – кучка “выживших” из ума вояк – “спартанцев”. Где женщины, дети и старики?

"Планета обезьян: Война"

Единственный и неоспоримый плюс блокбастера “Планета обезьян: Война” – это визуальный ряд. Компьютерная графика и во 2 – ой части была классной, но сейчас обезьяны выглядят намного реалистичнее. Особенно это бросается в глаза на крупных планах, где можно рассмотреть каждую морщинку, каждый волосок на лице (морде) приматов. Пейзажи в ленте “Планета обезьян: Война” – красочные, ракурсы – подобраны удачно.

Постановка уже не так радует: плохой баланс сцен. Мэтт Ривз невероятно растягивает драматические сцены и пустые разговоры (в угоду мрачной атмосфере не разбавляет их действом). К тому же львиная доля хронометража отдана новому виду обезьян, а они общаются в основном жестами, поэтому приходится постоянно читать субтитры с примитивной речью. Я думаю, что в какой-то момент сами сценаристы пришли к вышеназванным недочетам, поэтому ввели в повествование “Плохую обезьяну” (Стив Зан) – нелепого персонажа, который пытается сгладить уныние картины, но у него не очень получается.

Что касается экшена, то, как и я писала выше, – он скудный. Одна энергичная боевая сцена в начале и одна под финал. Поставлены они красочно, качественно и с претензией на суровый реализм. Жаль, что культовая научная фантастика про борьбу обезьян, захвативших мир, скатилась в драму про одного Цезаря. Есть цепляющие душу моменты, но, мне кажется, метания главного героя сильно преувеличены: в какой-то момент Цезарь выглядит как пародии на Моисея, который также пытался спасти свой народ?!

"Планета обезьян: Война"

"Планета обезьян: Война"

С игрой актеров дела обстоят неоднозначно. Несмотря на то, что в кадре постоянно присутствуют цифровые персонажи, созданные при помощи метода motion capture, работа Энди Сёркиса (Цезарь) впечатляет. Графика графикой, но выдающаяся актерская игра видна невооруженным глазом. Привычная же живая игра представлена в лице Вуди Харрельсона, который справляется с ролью Полковника на твердую четверку с плюсом, хотя его персонажа в кадре мало и прописан он в лучших традициях голливудских злодеев – “злой, потому что злой”.

В итоге, “Планета обезьян: Война” – это фильм, скорее всего, под настроение. Когда хочется чего-то философского (при этом не заумный артхаус), то боевик про бедствия обезьян и их грустного лидера придется как нельзя кстати. Картину приятно смотреть и сопереживать главным героям. Если же начинаешь думать и вспоминать, где же ты еще видел(а) подобное, то на ум быстро приходит длинный список лент, где авторы позаимствовали кое-какие элементы.

“Планета обезьян: Война” заслужила 7 “хоббитов” из 10.

 

Leave a reply