«Валериан и город тысячи планет» — рецензия

«Валериан и город тысячи планет» — фантастический боевик от известного француза Люка Бессона. Как режиссер он наиболее запомнился по лентам «Леон» и «Пятый элемент», а в качестве продюсера «запилил», кажется, +100500 франшиз: «Такси», «Перевозчик», «Заложница». Последние десятилетие на режиссерском поприще дела у Бессона шли не очень хорошо. В 2014 вышел фильм «Люси», который получил солидную кассу, но и смешанную критику. Годом ранее была «Малавита», которая не имела успеха ни у критиков, ни в прокате. В общем, фильмы из серии «посмотрел и забыл».

Теперь же Люк Бессон вернулся с проектом, который позиционировался в западной прессе как грандиозный. Блокбастер стал адаптацией культовой графической новеллы «Valérian et Laureline», а его бюджет почти достиг суммы в 200 млн. евро. Чтобы вы осознали как это много, примерно такие же суммы были у триквела «Железного человека» и «Стражей Галактики. Часть 2». А «Интерстеллар» даже с учетом инфляции стоил немного дешевле. Благодаря этому «Валериан и город тысячи планет» уже стал самым дорогим фильмом в истории французского кинематографа, ну, и до кучи имеет шансы стать самым убыточным проектом 2017 г… Но обо всем по порядку.

Валериан и город тысячи планет

Сюжет фильма разворачивается вокруг специальных агентов Валериана и Лорелин. Они должны разобраться за 10 дней в запутанном заговоре и спасти межгалактическую станцию Альфа, где обитают в мире и согласии представители огромного количества рас. История стала экранизацией известного одноименного французского комикса, который был создан сценаристом Пьером Кристином и художником Жан-Клодом Мезьером. В нашей стране мало кто слышал об этих графических романах, но на Западе они существуют аж с 1967 г. Эпизоды комикса вдохновили Джорджа Лукаса на постановку некоторых сцен в «Звездных войнах», а Люк Бессон уже использовал идеи комиксов при создании «Пятого элемента».

Снять полноценную экранизацию по любимому произведению режиссер мечтал много лет. Первый сценарий Бессон написал в 2009 г., но после выхода «Аватара» он посчитал свою версию недостаточно хорошей, поэтому долго ее переписывал. Как вы думаете пошло ли это сюжету на пользу?

Основная проблема фильма, как всегда, сценарная поверхностность, которая доходит местами до безобразия. Но сперва о сюжете. Его в фильме на три строчки. Валериан и Лорелин оказываются втянуты в межгалактический заговор, по ходу действа они в нем разбираются, как могут, а в конце выясняется, что «убийца — дворецкий». Серьезно, единственный сюжетный твист угадывается за километр до финала, а мораль картины: «любовь — спасет мир» подается без химии и в одном малюсеньком диалоге, который напоминает до боли знакомую сцену из фантастического боевика Бессона 1997 г. К тому же, все значимые сцены, хоть как-то двигающие сюжет вперед, занимают от силы треть двухчасового с лишним фильма. Приходится наблюдать за брачными играми Дейна Дехаана и Кары Делевинь, что не приносит особого удовольствия, так как главная актриса вовсе не актриса, а у главного актера мизерная возможность себя проявить, хоть он на это и способен (я видела его удачную работу в психологическом триллере «Лекарство от здоровья» Гора Вербински). Еще спец агенты вовсю красуются своими навыками и крутизной, не очень смешно шутят и разговаривают на отвлеченные темы — и так полтора часа. Затем выходит Рианна и «ее сутенер» Итан Хоук, но это не привносит в идею (если она была?) ровным счетом ничего.

Валериан и город тысячи планет

Название блокбастера явно указывает кто герой и про кого повествование — Валериан. Но из всего, что я увидела на экране, получается, что главная Лорелин… Валериан за ней увивается, она его частенько выручает и не редко наставляет, как поступать в затруднительных ситуациях, ведь он просто солдат и грубая сила. Идея фильма подразумевает наличие огромной вселенной живых организмов, миров и рас, и в финале Бессон пропоет — таки гимн пацифизму, однако история Альфы и ее обитателей хорошенько не раскрывается. Каждый раз, когда это необходимо мир межгалактической станции прогибается под главных героев лишь бы вытащить их из переделки, несмотря на то, что в Альфе должны быть и существуют законы, традиции и логика. Например, Валериан и Лорелин как бы дипломаты и не могут убить императора чужой расы, не опасаясь серьезных последствий. Когда же им это необходимо, то проблемы выбора и ответственности не возникает. Все это вызывает ощущение искусственности фильма и его героев, так что насладится такой низкопробной фантастикой особо не получается.

В общем, фильм представляет собой сумбурную мешанину, и визуальный ряд усиливает это впечатление. К очевидным плюсам я могу отнести колоссальное многообразие формы и изобретательность, которую проявили создатели при производстве картины. Здесь множество рас, локаций, которым иногда находят оригинальное применение. Видно, что гримеры и художники — постановщики заморочились не на шутку, но без должного идейного наполнения — это пустая картинка. К тому же стилистически «Валериан и город тысячи планет» вызывает дикое дежавю. В этом фильме есть и кусочек аудиовизуального ряда «Людей в черном», и юморок из «Страж Галактики», и масштаб «Звездных войн» и «Стартрека», и глянец «Джона Картера».

Валериан и город тысячи планет

Валериан и город тысячи планет

Экшен тоже присутствует, но он максимально пресный и детский. Герои иногда постреливают и дерутся в пределах возрастных ограничений: крови и захватывающего боевика не ждите. Самый яркий и нелепый момент из «движухи» — это то, как Валериан с легкостью ломает своим хилым корпусом перегородки Альфы?!

Валериан и город тысячи планет

Валериан и город тысячи планет

Глядя на общее визуальное оформление, видно куда пошли 200 млн. евро: фильм буквально весь завязан на графоне. Ни одна сцена не обошлась без участия знаменитых студий Weta Digital и Industrial Light & Magic. Первая на слуху своим вкладом в визуальные эффекты «Властелина колец», «Прометея» и «Хоббита», а вторая участвовала чуть ли не всех крупно бюджетных проектах Голливуда: «Терминатор», «Аватар», «Мстители». И все же из-за какой-то общей искусственности графон в ленте не радует. По большей части он качественный, но местами и халтура проскакивает. Ну, и чрезмерная мультяшность картинки вызывает восторг только у детей и подростков. Интерьеры и костюмы героев невероятно вычурные. Невозможно воспринимать всерьез спецназовцев, которые одеты в пластмассовые доспехи с лампочками… В «Пятом элементе» при всей дурашливости Криса Такера и нелепости некоторых монстров была и доля реализма. Были и простые персонажи, которые близки по духу любому зрителю — герой Брюса Уиллиса. В «Валериане» же сплошной карнавал.

Валериан и город тысячи планет

С актерской игрой все обстоит гораздо проще. Рианна и Итан Хоук забежали на пять минут, а большинство остальных актеров вы и не вспомните после просмотра. Причем это касается ключевых актеров. Кара Делевинь известна как модель, и в кино до этого дня она играла второстепенных персонажей — Чародейка из «Отряда самоубийц». Что касается Дейна Дехаана, то он актер, что называется, с отрицательной харизмой, но в «Валериане» исполняет роль героя — любовника, бравого вояку, который за словом в карман не лезет. Выглядит это слабо, так как Дехаану с его нестандартной внешностью только в образе злодея хорошо… Хотя объективно оценить актерскую игру парочки довольно сложно: в фильме нет драматических моментов как таковых.

В общем, «Валериан и город тысячи планет» — это лайт — фантастика для подростков или для взрослых дядечек как Бессон, которые вечно стремятся вернуться в детство. Фильм, при всей любви к режиссеру, на один раз.

«Валериан и город тысячи планет» заслужил 6 с половиной «хоббитов» из 10.

 

Загрузка...

Комментарии