«Притяжение» – это фильм, который был задолго до премьеры распиарен, как первый российский блокбастер в духе фантастической антиутопии. Сценарий принесли в студию кинокомпании Art Pictures Studio еще в 2014 г., и режиссер Федор Бондарчук сразу загорелся его реализацией, оценив его как «хороший, необычный и непредсказуемый». Федор Сергеевич стал и одним из продюсеров фильма, и, можно сказать, завертелось. Были получены деньги налогоплательщиков от Фонда Кино, найдены спонсоры и рекламодатели (внимательные люди сразу заметят, что некоторые марки буквально «суют» им в лицо при просмотре «Притяжения»…). Серьезная поддержка от министерства обороны, МВД и телеканала «Россия 1». Совокупный бюджет фильма составил 380 млн. рублей – это далеко не самый высоко бюджетный российский проект – С. Михалков больше вложился в дилогию «Утомленные солнцем». Но такой массированной и всеобъемлющей поддержки не видел ни один отечественный фильм…
По сюжету, в жилом районе на юге Москвы – Чертаново, падает космический корабль, сферической формы, сбитый нашей службами противо – воздушной обороны. Свидетели чрезвычайного происшествия, конечно, в панике – атака НЛО! Всем уже мерещатся кровожадные захватчики, как в голливудских блокбастерах. К месту падения моментально стягиваются спец службы, а весь мир гадает – стало ли это катастрофическое падение первым контактом с внеземной цивилизацией…
Я отчасти согласна с заголовками большинства СМИ, что на такое в российском кинематографе еще не замахивались. Тем не менее, я, как и многие, сыта по горло западными космическими сюжетами, берущими свое начало в 60-х гг. 20 в. Тем более не стоит забывать, что Бондарчук известный любитель голливудского копипаста, так что снимает в последнее время под девизом: «все как у них, за океаном». Поэтому отечественной индивидуальности в «Притяжении» ждать было нечего, да она и не случилась. Фантазиями на тему первого контакта уже никого не удивишь, плюс, моралью «Приближения» – «люди дурачки, затерянные на просторах Вселенной», однако это до сих пор актуально, поскольку ответов нет.
Вторичность сюжета дело вполне обыденное, и не это меня одно расстраивает.
Дело в другом, как обыгрывают слабую идею режиссер и сценаристы – Олег Маловичко и Андрей Золотарев. Не имея возможности что-то преподнести в техническом или сюжетном плане, сценаристы пошли проверенным путем: «а давайте согласно постсоветской моде вытащим на поверхность «Притяжения» всю грязь российской действительности, выдавая это за объективную реальность и честность…». Поэтому вместо нормальных людей – действующими лицами стали гипертрофированные быдло – стереотипы. Главная героиня – это школьница – хабалка по имени Юля Лебедева. Недалекая девушка, и ее юный возраст тут ни причем, – я думаю, такие, взрослея, не умнеют. Смысл ее жизни в демонстративном непослушании и контрах с отцом, которые авторы пытаются выдать за драматизм. Ее парень – это предводитель уличной гопоты – Артем, разъезжающий на «бэхе», и который, по всей видимости, не знает о существовании 134 статьи УК РФ, так как смело крутит любовь с подростком.
И вот в один из внеурочных часов свидания голубков (папа – полковник Валентин Лебедев на работе – дома никого нет), прямо во время страстных обнимашек, на дом падает вращающийся огромный шар.
Дальше события теряют всякую логику – военные и власти безмолвствуют, а в центре противостояния людей и визитеров оказывается неотесанные обитатели района с плохой репутацией. Надеюсь, что, когда пришельцы действительно прилетят, их встретит Лавров и культурно побеседует, а не гопота из Чертаново:)
Я искренне не понимаю, почему нельзя было сделать главных героев обычными людьми – не гопниками. У меня только два объяснения. Четкая и сознательная установка маркетологов на обыдление зрителя?! Или Федор Бондарчук с позиции «аристократа» кинематографа совсем забыл, как живут простые смертные, поэтому восторженно воспринимает первобытную агрессию некоторых немногочисленных индивидов каменных джунглей.
Последнюю версию, кстати, я выдвинула еще не читая wikipedia. Ну а когда прочитала, что Ф. Б. вдохновлялся погромами в Бирюлево 2013 г., то подумала. «О, Боже!» – все сходится. В 70-х гг. советская интеллигенция очень любила слушать блатные песни Высотского, хотя была на уровень выше маргиналов. Их необыкновенно прельщала романтика мест не столь отдаленных… В 90-х гг. тишайший и опять же интеллигентный режиссер Балабанов снял хардкорный фильм «Брат», где простой парень с обрезом и со своей доморощенной философией был чуть ли не лучом света в темном царстве российской действительности. Ну а теперь Федор Сергеевич лепит героев нашего времени не с ученых или летчиков, а с толпы гопников. Странные идеи… Ведь есть исследования (надеюсь не «британских ученых»), что умственный коэффициент толпы равен IQ самого глупого ее члена… И как не процитировать моего любимого рэп исполнителя и «классика современности» Oxxxymiron:
«Толпа многоголова, как Гидра и Цербер,
Но она не делает погоду как гидрометцентр.
Она, хоть я не Макиавелли Никколо,
Благоговеет влекомо к плахе, петле или колу,
Страху, елею, иконам, хаки, игле и оковам…»
Какую великую сермяжную правду ищет Бондарчук в головах людей, которые вести себя не умеют, – для меня загадка.
В действиях «героических» персонажей совсем нет логики – они мутузят и спецназ, и «зеленых человечков». Говорят только на повышенных тонах, причем сплошными повторами. Речевые повторы – это явный признак скудоумия… Военные настолько непрофессиональны и коррумпированы, что школьники без проблем проникают на спец объекты, плюс, они обладают знаниями Вассермана – самостоятельно делают переливание крови в домашних условиях? Какие там семь лет меда, если школьники в состоянии провести такую процедуру?! Театр абсурда просто какой – то. И вот вы смотрите все это, а потом вам за пять минут до титров впаривают популизм: «есть вещи важнее жизни». Это интересно какие? «Всем нам надо задуматься и творить добро»… И этот фильм уже окупился в прокате – я в шоке… Как не сравнить «Приближение» и «Прибытие» – Дени Вильнева, которое преподносит приблизительно ту же мораль. Разница просто огромная. В «Прибытии» изящно затронута тема любви, смерти, времени и социального устройства мира, а отечественный шедевр – очередная «шляпа».
И долгожданного экшена в 2-х часовом фильме практически нет – все время съела демонстрация сопливой мелодрамы, пацанских рамсов и технической «дубинки» России (танки, вертолеты, эсминцы).
Молодые актеры не оставили абсолютно никаких впечатлений. О каком кастинге, длинной в 1,5 г. говорил Бондарчук, – для меня загадка. И даже отличный артист Олег Меньшиков («Доктор Живаго», статский советник Фандорин), играющий солдафона, никак себя не показал.
Размах в статистах и мелькающей то тут, то там технике, да и пост апокалиптический пейзаж Москвы смотрятся довольно свежо. Но картинки мало для успеха. Нет смыслового наполнения. Хоть я не люблю «творчество» Тома Круза – «сам себе продюсер, режиссер и актер», но он отлично себя показал в «Войне миров», где спасал дочку от пришельцев, и я переживала за его героя.
В итоге, какой позитивный или полезный вывод я могу сделать посмотрев «Приближение» – надо быть шпаной, у них, дескать, дело со словами не расходится, они за Родину и другана горой, а еще взяток не берут?! Извините, господа, но все это притянуто за уши…
Фильм Бондарчука “Притяжение” для меня очень ясно открыл некоторые вещи, укоренившиеся в нас, людях. Страх перед непонятным, и как следствие – агрессия. Конечно, не все люди одинаковы. Ценности у всех разные. Юля, которую не слушали ни ее папа, ни парень; каждый из них от нее что-то свое хотел и требовал. Папа – дисциплину и подчинение. Парень Артем – тоже. Она просит его побыть с подругой, понаблюдать за “красотой с неба”, а он – тащит ее в кровать. Не удивительно, что встретив инопланетянина, который совершенно не агрессивен, показывает Юле “другой мир”, другое направление развития цивилизации, основанный на гармонии, она влюбляется в него. Человек из другого мира не уничтожил город из-за того, что его корабль подбили, а насколько смог, избежал жертв, излечил друга детства Юли – собаку, защитил от избиений “бывшего парня” (у которого проявилось истинное отношение к Юле – как к собственности). Да, у Артема есть черты героя, но руководит им в бОльшей степени ярость. Думаю, если внимательно посмотреть фильм, каждый человек может увидеть себя. Вот попробуйте задать себе вопрос – как бы я поступил в подобной ситуации? Схватил бы оружие, как и толпа или попробовал бы успокоить ее?