Так вот, начну из далека. Наркотики – это плохо. И с этим никто из здравомыслящих людей спорить не будет. Однако про них и про наркоманов есть очень много хороших фильмов. Например, «Страх и ненависть в Лас – Вегасе», «Лицо со шрамом», «Реквием по мечте», «Гангстер», «Аптечный ковбой». Сняты также просто страшные произведения – «Паника в Нидл – Парке», «Я Кристина».
И знаете, бывает что-то анализируешь и понимаешь, как это хорошо, как это воодушевляет (я сейчас о фильмах на подобии «Уличный кот по кличке Боб»), а бывает что-то просто нравится. Может быть оно попалось в подходящий момент твоей жизни или есть другая причина, но работает это так.
И первая часть «Трейнспоттинга» мне нравилась вопреки, так как я всегда была за то, чтобы обходить тему пагубной зависимости стороной и не спекулировать на ней, как это часто происходит в «шедеврах» схожих с «Мальчишником в Вегасе».
Поэтому я бы никогда не написала публичный отзыв о фильме Дэнни Бойла «На игле» – будни наркоманов смотреть занятно, но не обязательно и они часто не несут смысловой нагрузки. Сиквел же открыл мне наконец – то глаза на идею произведения и на эту щепетильную тему…
Обо всем по порядку.
«На игле» – это экранизация одноименной книги шотландского писателя Ирвина Уэлша, которая была его весьма успешным литературным дебютом и вышла за 3 года до фильма.
Я ее читала, что называется, «для кругозора», но не до конца, так как терпения не хватило, чтобы пробиться через витиеватое повествование героя – наркомана, да и просто посчитала лишней потерей времени листать жизнеописание заблудшего человека, 100% виноватого в своей участи.
В книге, как и в фильме рассказывается о ежедневном существовании нескольких молодых людей в Эдинбурге, которые являются неисправимыми героиновыми наркоманами. Собственно само слово «трейнспоттинг» означает на их сленге «поиск «не убитой» вены», хотя его начальное значение безобидное и связанно с хобби некоторых англичан. Как говорил сам Бойл, что у него на родине, «трейспоттинг» – культовая вещь, так как на острове находится самая старая железнодорожная сеть в мире.
Эта многозначность слова в первом фильме широко используется, но истинное объяснение названия присутствует в романе Уэлша и в сиквеле.
Фильм «На игле» в отличие от прочих картин о наркозависимости показывает не пессимизм и безнадегу этого мира, то есть воспитательная функция здесь прослеживается куда хуже, чем, наприме, в «Игле» с Виктором Цоем или в «Дневнике баскетболиста» с Леонардо Ди Каприо. Как ни странно все запрещенные препараты лишь фон (жуткий), для комичной, яркой и динамичной истории …про молодость. Молодость дурную, безрассудную и аморальную, но молодость.
И атмосфера бурлящей молодости, с помощью монтажных решений и диалогов про «выбор», передана в фильме на «ура». Мне кажется, что это одна из основных причин, почему «На игле» выстрелил и стал главным британским фильмом всех времен и народов. Я раньше почему-то думала, что нельзя так бездумно красиво изображать притон и преступления четверки друзей – “нариков”?!
Чем же еще примечателен фильм.
Тут шикарные саундтреки, и, наверное, половину маленького бюджета создатели вбухали именно в лицензию на песни. Тут – не ржавеющая история про несовершеннолетнюю Диану, шантажирующую Марка Рентона тюрьмой (он переспал с ней будучи не в курсе ее юного возраста, но все было по взаимному согласию…) Ничего из последних событий вам это не напоминает?
В общем, старания Бойла и команды не прошли даром: лента собрала в прокате 72 млн. $ при затрате в 2,5.
Кроме того, на «звездном» небосклоне загорелись две фамилии, не тускнеющие и по сей день: Юэна Макгрегора и Дэнни Бойла.
Для Дэнни Бойла драма «На игле» стала вторым фильмом после относительно успешной «Неглубокой могилы», и хоть я не сильно разбираюсь в британском кинематографе, чтобы понять изобрел ли Бойл жанр «динамичной черной британской драмеди», но его предшественников с ходу точно не вспомнишь, зато все знают последователей: Гай Ричи – «Карты, деньги, два ствола», сериалы «Во все тяжкие» и «Прикуп».
Тем не менее, Бойл не стал продолжать в том же духе: «Пляж», «28 недель спустя», «Миллионер из трущоб» – поставлены в более голливудском стиле.
И вот спустя 21 год выходит продолжение, которое тоже основано на книге вышеназванного писателя.
И вроде та же команда собралась, что и в первой части, но когда я садилась смотреть «Т2», то и не надеялась на оглушительный успех, так как эстетику первого фильма зрители и автор сей рецензии переварили множество раз и ко всему привыкли. Это скорее продолжение для фанатов и любопытных.
В итоге, впечатления получились противоречивые: вторая часть очень бережно, как бы, крутится вокруг первой, чтобы не разрушить ее «культ», и в «Т2» очень много отсылок к оригиналу, что бьет по самодостаточности новинки (местами герои просто пересказывают события 1996 г., плюс, визуальные флешбэки).
Я понимаю, что с коммерческой точки зрения это правильно: кто-то уже забыл, кто-то и не знал, но опускаться до разжевывания – скучно… Вот момент с «наездом машины на Марка Рентона», вот момент с «худшим “сортиром” в Шотландии». Это небольшая претензия… И не сказать, что воспоминания все портят, но если бы их было больше, то они раздражали конкретно.
Снято все действо в стиле первого фильма (кислотные цвета, рваный монтаж) и, наверное, ничего новаторского Бойл сделать и не пытался. В общем, мои ожидания …оправдались.
Если говорить в целом, то «Т2» дико меланхоличный фильм, хоть там есть комедийные моменты, которые можно встретить в американских проходных лентах про одноклассников, не видевших друг друга годами, а затем бурно отмечающих встречу в злачных заведениях. Герои постарели, но не поумнели (остались душой в 90-х гг.), так как не смогли за все эти годы найти свое место в жизни.
Скорее всего, сиквел рассказывает не про героев фильма «На игле» и их метаморфозах, а про сам фильм, принесший Бойлу славу.
Переломная эпоха прошла, режиссеру и актерам приятно вспомнить о том, как они за копейки и без цензуры создали новое направление.
Но, а что же зрители? Им то зачем смотреть по сути одну и ту же картину, просто переснятую немного иначе?
Ответ в Дэниеле «Кочерыжке» Мёрфи. Именно герой Юэна Бремнера, что называется, перепахал меня, а под финал снял раз и навсегда вопрос о том, зачем снимать и писать книги о «этих» людях, которым было бы лучше жить в тени и молчать о своей слабости, ведь, еще раз повторюсь, они сами виноваты во всем случившемся с ними.
Завершение истории словно по Федору Михайловичу Достоевскому: персонаж (обязательно нелепый, ну или выбивающийся немного из нормы), несмотря на пережитые ошибки и будущие преграды, открывает у себя в душе дверцу, откуда фонтанирует надежда, творческие силы и свет. Он нашел самый простой выход, который не приходил ему в голову раньше, а окружающие в шоке, так как понимают, что где-то они облажались, но не знают где.
И что больше всего нравится – «Кочерыжка» – это непросто какой-то придуманный герой, а прототип Ирвина Уэлша, поэтому перед нами подлинная история исцеления от наркозависимости и прочих разочарований благодаря писательскому искусству. Ну не прелесть ли?!
9 «хоббитов» фильму «Т2: Трейнспоттинг» из 10.
Четкая рецензия… Некоторыe фильмы про наркоманов не видел, надо глянуть