Симфония Средиземья

Симфония Средиземья

Что значит музыка для фильма? Каждый из нас смотрит фильм ради его сюжета, ради героев и приключений, которые они переживают. Если мы увлеклись просмотром какого-либо фильма, для нас уже не имеет значения, что за музыка играет в том или ином моменте фильма как сопровождение. Мы попросту ее не замечаем.

Так что такое музыка для фильма? Ответ на этот вопрос довольно прост. Она, неотъемлемая часть его, и мы не замечаем ее, лишь  потому, что она настолько органично вписывается в сюжет, что порой ее просто не слышишь, но при этом она неизменно дополняет фильм, подчеркивает важность определенных моментов, так что если бы из фильмов вырезали музыку очень многие из них потеряли бы изрядную часть своего очарования и были бы восприняты нами по-другому. К такому фильму, безусловно, относится и Властелин Колец.

Музыкальное сопровождение Властелина Колец, само по себе заслуживает особого внимания. Саундтрек к этому, уже и без того гениальному фильму, не раз был выпущен отдельным альбомом, и не раз звучал в залах театров исполняемый многими оркестрами.

Но давайте сделаем небольшое, лирическое отступление. Поговорим о людях, которые пишут музыку для фильмов. Если подумать, много ли имен вы сможете назвать? Множество композиторов обслуживает киноиндустрию, но поистине гениальные среди них встречаются, так же часто, как и гениальные фильмы среди остальной массы. Особенно мне хочется выделить трех.

Это само собой Говард Шор ( Властелин Колец, Молчание ягнят) удостоенный трех Оскаров, двух премий Сатурн, трех Золотых Глобусов и трех премий Грэмми.

Ханс Циммер (Пираты карибского моря, Король лев), обладатель Оскара, двух Золотых Глобусов и Грэмми.

Так же в эту тройку входит Александр Депла (Королева, Король говорит) обладатель трех Оскаров, четырех Золотых Глобусов, двух премий Сезар и множества других наград.

Отдельно хотелось бы сказать о Филипе Глассе и поблагодарить его за саундтрек к фильму Иллюзионист.

Что же, с лирическими отступлениями закончили, теперь непосредственно к делу.

А дело заключается в том, что мне посчастливилось увидеть фильм, если его можно назвать фильмом, под названием «Говард Шор. Создание симфонии «Властелин Колец». Путешествие композитора через Средиземье.». На протяжении пятидесяти минут мы можем насладиться музыкой из Властелина Колец в исполнении Orchestre du Festival Montreal en lumiere(переводится примерно как Монреальский оркестр Фестиваля света) и услышать комментарии самого Говарда Шора. Эти самые комментарии, некоторые кадры из фильма  и само собой сопровождающую все это музыку вы можете найти в это статье.

Вот что говорит Говард Шор:

«Вдохновение, необходимое для создания саундтрека, который стал симфонией «Властелин Колец» я нашел в тексте профессора Толкина. Я потратил на написание музыки больше четырех лет, и его книга всегда лежала открытой на моем столе. Книга Толкина была переведена на сорок языков в течение пятидесяти лет. И это один из важнейших шедевров литературы XX века. Повсюду, куда бы вы ни отправились, люди интересуются Токнином, и конечно интересуются фильмом Питера Джексона, и в нашу работу мы вложили все наши эмоции, потому что мы очень сильно любим эту книгу. Люди, исполняющие эту музыку, и я в том числе, чувствуют связь с книгой, и публика, надеюсь, тоже».

Пролог

{mp3}prologue{/mp3}

«Выступая с симфонией, я посетил разные города и везде сотни людей были вовлечены в выступление. Концерт становился культурным событием. В Монреале в концерте участвовало свыше двухсот музыкантов. Монреальский симфонический оркестр, Большой хор и детский хор, их родители, солисты, производственная команда, все участвовали в создании, являясь частью единого целого. Возбуждение музыкантов и слушателей создало энергию, которая превратилась в выступление. Это здорово – заряжаться энергией на выступлениях в разных городах. Каждое место обладает своей собственной душой».

Черные всадники

{mp3}Black riders{/mp3}

«Сценарий Питера Джексона, Фрэн Уолш и Филиппы Бойенс вместе с картинами, созданными для фильма, вдохновили всех, кто работал над проектом. В случае Властелина Колец все объединились для работы над трилогией. Это было настоящее братство, и я могу сказать, что главной темой работы была тема дружбы и братства. Фильм – это сумма всех наших личных усилий, что-то большее, что мы могли бы иметь, работая поодиночке».

Братство

{mp3}The Fellowship (1){/mp3}

Говард Шор дает наставление музыкантам перед выступлением:

«Вы очень грубые первобытные существа. В понедельник вы должны быть очень агрессивными».

Мост Казад-Дум

{mp3}THE BRIDGE OF KHAZAD DUM{/mp3}

«Симфония Властелин Колец в концертной программе позволяет слушателям насладиться музыкой из фильма особым способом. Когда я на сцене, я чувствую энергию и связь со слушателями и музыкантами, которые вдохновляются друг другом».

Лотлориен

{mp3}LOTHLORIEN{/mp3}

«В своем произведении Толкин показывает контраст культур. Музыкальное сопровождение для эльфов состоит преимущественно из женских голосов. Ривинделл был создан как место высочайшего познания и отсутствия чувства времени, в то время как Лотлориен мистичен и экзотичен. Для Изенгарда и орков был использован пятидольный ритм, сыгранный на стальных пластинах, японских барабанах тайко и металлической цепью по струнам фортепьяно. Эти звуки подчеркивают индустриальную мощь Средеземья».

Изенгард

{mp3}the_caverns_of_isengard{/mp3}

«Распад братства это очень эмоциональная часть «Братства Кольца». Рассказывается история трагической смерти Боромира, Фродо решает идти дальше, неся бремя кольца, и храбрый Сэм остается с ним».

Распад братства

{mp3}Howard Shore – The Breaking of the Fellowship{/mp3}

«Для Голлума, который когда-то был хоббитом, я захотел взять инструмент, который использовался для Шира. Я использовал венгерские цимбалы, инструмент родственный дульцимеру чтобы передать крадущуюся походку Голлума. Это дрожь от волнения – то, что я чувствовал, когда писал музыку для Голлума».

Смеагол

{mp3}THE TAMING OF SMEAGOL{/mp3}

Рохан

{mp3}THE RIDERS OF ROHAN{/mp3}

«Слушая музыку из фильмов на концертах, люди представляют себе образы из этих фильмов. Мы подумали, что используя иллюстрации Алана Ли и Джона Хоува, мы сможем обогатить программу так, как покажем картины, которые люди возможно не видели раньше. На них приятно смотреть и когда вы слушаете музыку, они возвращают вас к сценам из фильма. Алан и Джон – великие иллюстраторы Толкина  они создали начальный дизайн для Властелина Колец. Многие рисунки выполнены карандашом, но так же есть и цветные гравюры и эти иллюстрации формируют в фильме Питера визуальные представления о фильме Толкина».

Сполох (Shadowfax)

{mp3}Shadowfax{/mp3}

Древобород

{mp3}TREEBEARD{/mp3}

«Трилогия Властелин Колец рассказывает историю, а музыка описывает мир, в котором произошла эта история. Культурные детали в тексте создают драматические связи и отражают развитие персонажей и идей этой истории. Большинство мелодий имеют такие же элементы. В произведении использовано свыше пятидесяти лейтмотивов. Тема истории Кольца – одна из нескольких мелодий, написанных для Кольца – начинается с первых нот симфонии и можно сказать является центральной темой всего саундтрека. Эта мелодия движется волнообразно, подобно дыханию и благодаря этому возникает ощущение, что Кольцо разумно и у него есть цель. Мелодии вплетаются в симфонию и развиваются, находясь в постоянном движении. Тема Братства впервые звучит полностью, когда девять героев встречаются в Ривинделле. Когда Братство распадается, звучат фрагменты из этой темы, но значительно переделанные, так как история Братства близится к своему завершению».

Граница энтов

{mp3}the_last_march_of_the_ents{/mp3}

«В основе концертной версии лежат одиннадцать часов музыки которые я написал для трилогии Властелин Колец. Мы с Джоном Мочери выбрали часть материала и смонтировали в двухчасовую симфонию. Было невероятно трудно сделать это. Пришлось вырезать огромное количество музыкальных фрагментов, но мы знали что делаем. Перед нами стояла цель рассказать историю при помощи музыки».

«Мы имеем дело с музыкой очень высокого уровня. Мне пришлось дирижировать и хором, и оркестром, и все нужно было подготовить очень быстро. Кажется, у нас была только пара дней перед концертом».

Сигнальные огни

{mp3}The-Lighting-Of-The-Beacons{/mp3}

«Во всех фрагментах, где звучит пение, использовались языки Толкина. Квенья и синдарил – эльфийские, Адунаик – язык Нуминора, Черная речь, язык гномов – в Мории. Староанглийский подошел для Рохана. Используя эти языки, я создал симфонию, основанную на всех книгах трилогии Властелин Колец».

Андурил

{mp3}ANDURIL{/mp3}

«Структура музыкального произведения такова, что напряжение постепенно нарастает, приближаясь к кульминации, когда Кольцо будет уничтожено. Вы могли и не волноваться до этого момента, но все же вы уже чувствуете это в фильме, который ведет вас к Роковой горе. Это больше чем путешествие Фродо и Сэма».

Уничтожение кольца

{mp3}unichtogenie kolca{/mp3}

«Хотя симфония является современной, я использовал для ее написания музыкальную структуру XIX века, чтобы придать симфонии оттенок историчности. Средиземье существовало пять – шесть тысяч лет назад. Питер, Фрэн и я хотели создать ощущение оперы во Властелине Колец и позволить музыке стать эмоциональной основой истории. Развитие и темп этой истории и музыки показывает красоту классической оперы».

«Так как хоббиты изменялись в течение этого путешествия, я так же хотел передать ощущение развития через звуки. Например, тин вистль,  который представляет хоббитов в начале истории, становится флейтой, когда они возвращаются в Шир в «Возвращении короля»».

«Когда поворачиваешься лицом к публике, испытываешь непередаваемые ощущения. Большая часть музыки к Властелину Колец была записана в студии звукозаписи с лондонским филармоническим оркестром, а часть  – в Новой Зеландии с новозеландским симфоническим оркестром. Хор – из «Ковент гарден». Я так много писал, что теперь выход на сцену для меня – это чистое удовольствие».

«Возвращение в Шир – это одна из главных составляющих властелина колец. Фродо и Сэм спасли Шир, и все снова стало зеленым и прекрасным. Во время исполнения своей миссии они часто мечтали, как вернутся домой. Возвращение хоббитов в Шир, означает, что кольцо было уничтожено и что они выполнили свою миссию».

Серая гавань

{mp3}The Grey Havens{/mp3}

Концерт окончен. Люди аплодируют стоя. Овации не стихают несколько минут. Давайте и мы поаплодируем, тем самым воздавая хвалу гению Говарда Шора и пожелаем ему дальнейших творческих успехов, тем более, что мы снова сможем восхититься его музыкой  уже в фильме Хоббит.

Что же, концерт окончен и моя статья вместе с ним. Большое спасибо за внимание.

Оцените статью
КиноКороб
Добавить комментарий