К картинам, главной темой которых является искусство, можно относиться по-разному. То же вполне касается и детективного жанра. Но те редкие случаи, когда эти две тематики сливаются в одном сюжете, безусловно, завораживают и впечатляют. Ведь, как правило, из такого сочетания рождаются достаточно интеллектуальные, изящные и магнетические ленты. Детективную нить при этом следует понимать очень условно, под этим понятием может предполагаться любое анализирование и разгадывание того или иного таинственного события.
Элемент загадки в этом фильме состоит в следующем. Въедливый и весьма заносчивый антиквар, роль которого исполняет Джеффри Раш, получает заказ произвести оценку имущества. Инициатором заказа была таинственная незнакомка, которую не лицезрел никто. И после этого загадки повалились как из рога изобилия. Что представляет собой заказчица и какому механизму принадлежат детали, которые он обнаруживает по всему дому? И почему антиквару всё время кажется, что сама оценка никогда и вовсе не была нужна девушке… Едва получив ответы на одни свои вопросы, зритель сразу же задаётся новыми. А самый важный из них звучит следующим образом: реально ли всё происходящее и является ли всё самим собой?
По сути, именно мотив истины и фальши лежит в идейной основе этой картины Джузеппе Торнаторе. Он смакуется в фильме на разный манер. Какова доля фальши в реальном, и настолько ли фальшива подделка, насколько это может показаться.
Несмотря на то, что события развиваются вполне ожидаемо, однако интрига сохраняется вплоть до финала. В том и заключается режиссёрский талант, чтобы развить в своей картине сразу несколько смысловых нитей. Что в конечном итоге одержит победу – рациональное мышление и здравый смысл или чувства и интуиция? Способны ли сухие факты в принципе дать ответ на самый важный вопрос или правду нужно нащупывать сердцем. И вот некогда рассудительный и хладнокровный антиквар вдруг оказывается в плену незнакомых бушующих эмоций. Это похоже на то, как стараясь филигранно подделать знаменитую картину, художник незаметно привносит в неё элементы собственного дарования.
Следующей идеей картины является мотив одиночества. Он как бы окольцовывает сюжет фильма. Однако финал лишь на первый поверхностный взгляд может показаться несчастливым и удручающим. Посудите сами. Наш персонаж в самом начале фильма обнаруживает в подвальном помещении некий портрет, который затем реставрируется. Если же в зрачке этого портрета действительно значилась буква V, то и никакой художественной ценности он не представлял, ибо являлся подделкой. Чего же о нём тогда грустить?
Пожалуй, решив поделиться другими своими соображениями по поводу некоторых загадок картины, я просто-напросто лишу зрителя возможного удовольствия, разгадать их самому непосредственно во время просмотра фильма.
Если вы соскучились по качественному умному европейскому кино, вы не сможете пропустить этот фильм, каждый кадр которого буквально пропитан тайной и пищей для размышления.