Кинорежиссеры Рамиль Сабитов и Александр Баранов не далее как в 2014 году выпустили в свет исторический сериал под названием «Екатерина». Он рассказывает об одной из самых ярких эпох в истории Российского государства и довольно вольно трактует многие факты, предавая слухам, сплетням и домыслам очертания достоверной реальности.
В центре сюжета находится будущая императрица, которая только-только приехала к русскому двору, познакомилась со своим мужем, узнала о нравах и обычаях, царящих в стране и начала свой путь на вершину. О трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться в личной жизни и в борьбе за власть, о перипетиях ее правления рассказывает данная кинолента.
От сериала «Екатерина» ожидалось очень много. Поклонники отечественного кинематографа прочили картине большой успех и надеялись, что она будет снята в лучших традициях еще советского кино, когда фильмы по реальным историческим событиям практически не допускали отклонения от признанных фактов и при этом имели сильный, цепляющий за душу сюжет. Именно отсутствие стопроцентного следования фактам многие отмечают как минус этой киноленты. Создатели сгладили множество острых углов, в том числе смягчили взаимоотношения между Екатериной и Петром, сделав его более приятным человеком, нежели, согласно хроникам, он был на самом деле. Они так же упомянули об обстоятельствах рождения Павла и, следуя за слухами и сплетнями, лишили Петра отцовства будущего государя. Несколько неправдоподобно выглядит отношение Елизаветы к наследованию престола и ее желание отдать власть в руки Разумовского, который, согласно фильму, был ее супругом, что никогда так и не было доказано официально. Потемкин же, который был главным мужчиной в жизни Екатерины Великой и играл одну из наиболее значимых ролей в политике того времени, был практически проигнорирован. Да и, вообще, фаворитам любвеобильной императрицы уделено недостаточно внимания. Хотя они присутствуют по сюжету, но их личности раскрыты слабо.
Однако, несмотря на большое количество неточностей и не соответствий, хочется отметить, что любой сериал не является учебным пособием. Глядя на экран, зритель не учит историю, а смотрит красивое, зрелищное кино, в котором, естественно, должен быть художественный вымысел, который разбавит сухие факты, знакомые еще со школы, и создаст яркое впечатление от просмотра. Конечно, лучше всего обыграть слухи и домыслы, которые были широко распространены и дошли до наших дней. В этом случае реалистичность страдает не так явно, и история получается целостной. Поэтому трудно обвинить создателей в том, что они воспользовались данным приемом. Нелицеприятные стороны характера и поведения Петра, вынесенные на большой экран, могли бы породить в душе романтически настроенных зрителей отрицательные эмоции и даже отвращение. Пытаясь сделать кино красивым, от них решили избавиться и цели достигли. Минусом можно назвать только то, что кинематографисты немного переборщили, и Петр начал вызывать сочувствие и симпатию. Да и без влюбленной женщины и ее драмы не обходится ни один сериал. Так почему бы не наделить страстями, заставляющими творить глупости, именно Елизавету? Это, бесспорно, предало сюжету остроты.
В целом кино получилось довольно неплохим, хотя высший бал поставить ему нельзя. Все-таки недостоверностей слишком много, присутствуют провисающие моменты, которые сценаристы недоработали в должной мере, а некоторые серии кажутся затянутыми. Тем не менее, создателям удалось поддерживать интригу и прекрасно воссоздать атмосферу того времени. Зритель словно переносится на несколько веков назад, и это путешествие на кинематографической машине времени захватывает.
Очень красивые декорации и костюмы воссоздают минувшую эпоху. Роскошь, позолота, блеск драгоценных каменьев, шелка и бархат, на фоне которых плетутся интриги, строятся заговоры, совершаются перевороты и решаются людские судьбы, производят впечатление. Компьютерной графики минимальное количество. Но для исторического сериала это вовсе не главное. Музыкальное сопровождение создает настроение и вписывается в сюжет гармонично.
Главная роль досталась Марине Александровой, которая оживила Екатерину перед глазами зрителей. Ей удалось показать внутренний конфликт императрицы, становление ее как личности, противостояние с легкомысленной матушкой, мужем, Елизаветой и, в конечном итоге, со всем миром. Владимир Меньшов очень талантливый актер. Вполне ожидаемо Бестужев получился живой и колоритный. У Александра Яценко харизмы в разы больше, чем должно быть у Петра. Именно во многом благодаря его обаянию персонаж вышел намного приятнее исторического. Елизавета Ауг в роли Елизаветы выглядит сильной и страстной.
Подводя итог можно сказать, что по сериалу «Екатерина» изучать историю точно не следует. Посмотреть фильм тем, кому нравятся фильмы о прошлых эпохах и настоящих дворцовых интригах будет интересно. Но ждать от картины слишком много не стоит, только в этом случае удастся получить удовольствие от действительно красивого, атмосферного фильма по мотивам истории Государства Российского.