В прошлом российского кинематографа было немало хороших картин на военную и историческую тематики. В последствии традиция снимать качественное кино на подобные сюжеты была утеряна. В последние годы режиссеры все чаще пытаются возвращаться к знаменательным событиям отечественной истории, что получается далеко не всегда. Кинолента «Василиса», которая стартовала в широком прокате в конце 2014 года, является довольно приятным исключением из общего правила. История вышла зрелищной, динамичной и призвана поднять патриотический дух, но вот ее достоверность оставляет желать много лучшего.
Первое, что хочется отметить, картина больше тянет на блокбастер, нежели на исторический фильм. В центре сюжета находится одна героиня, которая противостоит французскому вторжению. Естественно, вкруг нее целые армии, но по сюжету им уделено намного меньше внимания нежели личности Василисы Кожиной. Кстати, такая женщина действительно существовала. Вокруг нее ходит определенное количество легенд, которые в основном основаны на единственном и весьма сомнительном поступке. Женщина расстреляла безоружного пленника, которого ей было поручено сопровождать, потому что он оказывал неповиновение. Уже позже о ней стали говорить как об одном из лидером партизанского движения, но являлась ли она им на самом деле, подлежит сомнению.
Так или иначе, большинство современных фильмов весьма вольно трактуют историю. Это уже давно стало традицией, которая зачастую вызывает много осуждений у ряда зрителей, желающих узнать из кино что-то новое о реальном мире и событиях, разворачивавшихся на его просторах. Однако, как показывает практика, зрелищность и связный сюжет намного важнее для кассового успеха новинки, а потому создатели кинолент делают акцент именно на них. В данном случае сюжетная линия вышла довольно интересной. В центре находится крестьянка Василиса и ее возлюбленный дворянин Рязанов, которые, естественно, в мирное время не имеют ни малейшего шанса обрести совместное счастье из-за царящих в обществе правил и предрассудков. Война меняет их жизни, разрушает основы общества и в теории делает возможным невозможное. Рязанов отправляется на фронт, а Василиса начинает бороться с врагом в качестве партизанки. Она не отступает и не сдается. По очень извилистой тропе молодые люди движутся навстречу друг другу. Но вот суждено ли им встретиться вновь и найти то, о чем они так отчаянно мечтают, остается под большим сомнением? Этот вопрос продолжает мучить зрителя и создает дополнительное напряжение наряду с вооруженными до зубов французами, сценами сражения и диалогами о необходимости сопротивления и борьбы до самого конца, которые весьма сильно поднимают патриотический дух в первую очередь у людей эмоциональный и впечатлительных.
Зрелищность фильма на высоте, особенно, если учитывать тот факт, что снимал картину не Голливуд, поднаторевший в применении дорогостоящих спецэффектах и создании впечатляющего визуального ряда. Баталии показаны очень эффектно, красочно и натуралистично, но без лишней шокирующей жестокости. Пейзажи и декорации создают атмосферу. Хорошие костюмы усиливают общее впечатление. Одним словом, не возникает никаких сомнений в реалистичности происходящего, пусть исторической правдоподобностью описанных событий никто слишком не заморачивался, а экранный Наполеон весьма отдаленно напоминает свой исторический прототип и кажется немного сонным.
Светлана Ходченкова в образе Василисы выглядит несколько странно. С одной стороны, актриса справилась со своей задачей и показала все, что от нее требовали. С другой – хрупкая, белокурая и женственная актриса, которая выглядит больше как Барби, нежели как холодная и немного мужеподобная крестьянка, с образом партизанки, готовой стоять не на жизнь, а на смерть за идею и Отчизну, не слишком ассоциируется. А вот Дмитрий Соломыкин в качестве Рязанова впечатление производит. Он привлекателен, идеально подходит для образа романтического героя и хорошо играет. А что еще нужно для подобной роли?
Посмотреть фильм «Василиса» стоит тем, кто любит современное зрелищное кино и не имеет ничего против бесконечных отступлений от исторических фактов. Альтернативная история тоже может представлять определенный интерес и вызывать множество эмоций. А разве не эмоций и впечатлений в первую очередь ждет большинство зрителей от киноновинки?