Фильмы, сюжеты которых развиваются на фоне исторических событий, в последнее время выходит не так уж много. Большинство из них не отличаются особой достоверностью, а создатели делают акцент либо на приключенческих и любовных линиях, все остальное сводя к уровню фона, либо пытаются поразить искушенного зрителя спецэффектами и зрелищными баталиями, обращаясь к военным сюжетам. Дальше все зависит от более или менее удачного соотношения эелементов и настроения, которое удается или, наоборот, не удается создать. «Город 44» рассказывает о трудном периоде Второй Мировой Войны, который не обошел ни одну страну. И именно война является главным героем этой киноленты, которая приятно выделяется из большинства фильмов, созданных поляками на данную тему.
Чаще всего, когда польский кинематограф начинает эксплуатировать военную тематику или просто пытается создать исторический фильм, события которого развиваются в двадцатом веке, лейтмотивом становится героизм их вечно униженного народа, который борется со всеми. В противовес героям-полякам присутствуют «плохие» парни из числа русских или немцев, которые в жизни не разбираются, ничего не умеют, но пытаются задавить весь мир. В данной картине, представленной на сайте, на котором можно смотреть исторические фильмы в самом хорошем качестве, естественно, патриоты борются с захватчиками, но атмосфера, которую удалось создать Яну Комасу, выгодно отличается от подавляющего большинства подобных кинолент, да и впечатление она производит совсем другое, намного более сильное, чем обычно.
Главным героем этой ленты является парень по имени Стефан, который приезжает в оккупированную Варшаву в канун памятного восстания, которое происходило с августа по октябрь `44 года и унесло множество жизней. Он не является типичным фанатиком. Конечно, он мечтает о свободе. Но к повстанцам присоединяется скорее случайно. Для него, как и для многих других молодых людей, это своего рода игра в войну, а не настоящая война. Это громкие слова, патриотические лозунги, горячее стремление к лучшей жизни, но не твердое понимание того, куда любой вооруженный конфликт заводит человека. Это не смерть и кровь, не гибель близких, не невинные люди, сгорающие в горниле кровавой бойни. На этом возвышенном, полном радужных иллюзий фоне начинается любовь Стефана и Бедронки, такой же одухотворенной и впечатлительной девушки. Но скоро им становится не до любви, ведь вокруг начинают кипеть кровавые страсти, греметь выстрелы и умирать люди.
Первая половина фильма снята в довольно ярких красках. Несмотря на то, что Вторая мировая в разгаре, а город оккупирован, в воздухе витает надежда. Ближе концу это светлое ощущение развеивается. Мрачная и жестокая реальность врывается в сюжет и превращает недавних молодых мечтателей в суровых воинов, нюхавших порох, испытавших страх и боль, смотревших в лицо смерти.
Несмотря на то, что в официальной аннотации любовь едва ли стоит не на первом месте, на практике, фильм отдан на откуп войне, которая разрушает, уничтожает, повергает в прах и развеивает по ветру пепел былых надежд и иллюзий. Фильм пробирает до глубины души и заставляет с напряжением и некоторым ужасом следить за происходящим.
Спецэффекты, конечно, не голливудские. Они намного более дешевые и не всегда уместны. Но в целом визуальная картинка смотрится хорошо. Контраст между солнечным, пусть и захваченным городов в начале и руинами в конце, впечатляет. Звук подобран хорошо и наложен вполне достойно.
Главные роли исполнили Юзеф Павловский и Зофиа Вихлач. Смотреть на их персонажей было приятно, пусть за эти роли они вряд ли могли бы претендовать на серьезные кинематографические награды
В целом, картину «Город 44» имеет смысл посмотреть тем, кто любит кино военной тематики. При этом можно не опасаться ярко выраженных антироссийских настроений и избыточного восхваления польских патриотов. Кинолента вышла довольно реалистичной и проникновенной. Она воздействует на эмоции, а местами повергает в шок, как бывает только при просмотре качественных фильмов о войне.