Фильм «Прибытие» – это очередное громкое заявление канадского режиссера Дени Вильнёва, но теперь уже на тему научной фантастики. Новый взгляд на, так называемый, «первый контакт» с НЛО. Хотя, открою маленький секрет: пришельцы (гептаподы) – это фон, или, лучше сказать, баюкающая медитация (благодаря музыке Йоханна Йоханнсона) для другой более интересной и близкой каждому человеку беды – Смерти.
Главная героиня – лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс), имеет доступ к работе с одним из 12 кораблей пришельцев, приземлившихся недавно по всей планете. Также в команду входят астрофизик Иэн Доннели (Джереми Реннер), полковник Вебер и агент Хэлперн. Задача группы – выяснить с какими намерениями прибыли на Землю «ракушки» и их пассажиры, благо последние не против «общения», вот только нет у паукообразных или осьминогообразных гостей человеческих уст. Ну что ж, тогда в ход пойдут письменность и жесты…
Именно разгадке языка гептаподов – послов («Страшилы» и «Дровосека») в фильме уделена добрая половина экранного времени. Если кто-то ожидает экшена, то его не будет. Картина размеренная, с множеством флешбэков из прошлой жизни Луизы и ее умершей от редкой болезни дочери Анны. В основе идеи, я думаю, стоит исследование природы мышления, любви и утраты – в общем, есть сходство с культовым «Солярисом» Тарковского. Сюжет движется нелинейно, Бэнкс занимается нелинейной лингвистикой, а инопланетяне понимают такую физическую величину как время тоже нелинейно. Самое интересное, что необходимо научиться понимать не только гостей из далекой Галактики, но и друг друга. Китай применил неверный метод для расшифровки знаков, посланных гептаподами, и теперь грозится нанести по «ракушке» ядерный удар через 15 ч., если визави не уберутся подобру поздорову. Военные начальники других государств и стран настроены подобным образом, а самое главное не желают делиться с «партнерами» данными, полученными в ходе контакта. Вам это ничего не напоминает? Вроде, нет ничего легче в 21 в., чем вести межнациональный диалог, поставив интересы глобального сообщества на первое место, а свои, амбиции и страхи, задвинуть до поры до времени, однако воз и ныне там…
Безусловно «Прибытие» Вильнёва мне по душе: я бы поставила фильм на одну полку с «Интерстеллар», «Гравитацией», «Сферой» Барри Левинсона и «Контактом» Земекиса. И не важно, разбираетесь ли вы в сложных математических формулах, биологии и прочем, верите / не верите в космических визитёров, так как все вышеназванные картины – это философская аллегория обычной жизни.
Актерская игра Эми Адамс точная и искренняя. Может быть для большинства зрителей Эми и известна по роли принцессы Жизель в «Зачарованной», но я ее знаю как драматическую актрису – посмотрите фильмы «Боец» и «Кручёный мяч», не пожалеете. Глубокомысленные роли независимых женщин – это точно ее. Симпатяга Джереми Реннер отлично дополняет Адамс своей ненавязчивой заботой и интеллигентностью, хотя его послужной список до сегодняшнего дня – это попсовые фильмы вселенной Marvel.
В итоге, я ставлю «Прибытию» твердые 10 баллов из 10, лелея надежду, что будущая премьера Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2» также не разочарует.