Наверное, это плохая реклама для военной драмы «Союзники», но я решила посмотреть свежее детище Роберта Земекиса лишь из уважения к прошлым заслугам режиссера («Форрест Гамп», «Роман с камнем», «Назад в будущее», «Изгой», «Контакт», и т. д.), ну и скандал, связанный с разводом Брэда Питта и Анджелины Джоли, подлил масла в огонь. (Если кто не в курсе, то Питт якобы изменил супруге с партнершей по фильму – Марион Котийяр?!). Комментарии излишни…
Большинство кинокритиков за последние годы не раз обвиняли Земекиса в потери хорошей режиссерской формы, однако во мне теплилась слабая надежда, что маэстро выкинет «Джокера» и утрет всем злопыхателям нос, т. е. сделает качественный фильм для обычных людей, который можно пересматривать бесконечно. Могу предположить, что завышенные ожидания преследовали не одну меня, т. к. провал кассовых сборов – это прямая зависимость от разочарования зрителя, который предвкушал серьезную кино работу (Земекис всегда был моралистом в хорошем смысле этого слова), дабы события Второй Мировой благодатная пища для размышлений, но получил лишь красивое обертку. Организация «Сопротивление» – не иначе как фон, но для чего? Для любви? Если бы так…
Трейлер сразу убил всю интригу сюжета – история стара как мир: шпион Макс Ватан (родом из Онтарио, флегматичный и порядочный) отправляется на очередное задание в Касабланку. Идет 1942 г., поэтому союзники по антигитлеровской коалиции приготовили герою «легенду» в виде обворожительной француженки Марианн Босежур. Вместе им предстоит втереться в доверие местной элиты, а под конец задания ликвидировать немецкого посла. Естественно, что чертовски привлекательные Ватан и Босежур не могли не влюбиться друг в друга.
Земекис сделал все, чтобы сближение профессиональных разведчиков выглядело «красиво», в духе ретро – картин: и ночные разговоры на крыше дома о будущем, и мелкие размолвки «по работе», которые сближают парочку еще больше. И секс в пустыне, и обещания… Но следя за происходящим, я не могла отделаться от чувства дежавю: вот сцена из «Титаника», вот «Мистер и миссис Смит», есть что-то от «Бесславных ублюдков» и агента 007… Где техническая виртуозность и самобытность? Хотя снято первое действие картины лаконично. (Я разделила для себя фильм на 2 части: «до» свадьбы дуэта и «после»).
В общем, как не сложно догадаться Марианн и Макс встретились для того, чтобы никогда не разлучаться – они сочетаются узами брака, и, привет, Лондон, где безопасная служба в неком управлении для Ватана, а для жены «тире» матери, уютный дом на тихой улице.
Однако семейную идиллию разрушила весть о том, что любимая разведчица, которой восхищаются солдаты нескольких континентов, т.к. смелая женщина не боялась в свое время петь «Марсельезу» перед нацистами, возможно, мертва, а ее место заняла изворотливая немка?!
Максу ничего не остается как действовать и метаться между долгом и семьей, подозрениями и верой.
Актерскую игру Питта и Котийяр я бы оценила на 7 баллов из 10. Они сделали все что могли, но их экранной красоты для успеха оказалось мало – лицезреть насекомых в янтаре может быть и заманчиво, но отжившее надолго не увлекает. Кстати, Котийяр явно перетянула одеяло на себя своей неповторимой женственностью – Брэд был весь какой-то невыразительный, «человек в футляре».
Сюжет – 4 балла (банальный)
Работа оператора – 5 баллов (если убрать пейзаж, то не останется ничего примечательного).
Режиссерский вклад в мировой кинематограф – 3 балла, так как по-настоящему мне понравилась лишь заключительная сцена, где проявился былой Земекис: открытый финал (первый – их всего 2), тема «человеческого выбора», несмотря на хищный антураж эпохи, а узнаваемый градус правильности – это то, чего так порой не хватает в современном синематографе…